Если у вашего ребенка нет репетитора по иностранному языку

По последним «обнадёживающим» новостям всем ученикам предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку в 9 и 11 классе с 2020 года. Все начинают официально изучать иностранный язык в школе во втором классе. А на практике, гораздо раньше – ещё в детском саду в нашей родной Белгородской области вас «обрадуют» тем, что в садике работает губернаторская программа и будут организованы занятия английским, которые вы будете оплачивать, как дополнительные. Цена символичес-кая - от 19 до 28 рублей в месяц в зависимости от наполняемости группы. 

Что же вы получите за ваши деньги? 

На занятии с вашими малышами будут учить стихи в духе- dog встретил frog. Педагог будет учить ребят называть животных, цвета, игрушки, счёт до 10. Будут спеты несколько песен и выучены какие-нибудь стихи на английском. Некоторые ребята будут бойко радовать маму: «Красный – это red, а синий – это blue!» Или: «А я знаю, как машина на английском! Car! А мишка – bear!» Вы будете радостно внимать своему чаду и умиляться, какой он сообразительный и какой у него талант к языку. 
Затем в первом классе вам предложат школьный факультатив по английскому языку – 1 раз в неделю всем классом в количестве 25-28 человек, за который вы также должны будете заплатить символическую цену - от 17 до 45 рублей в месяц, и 153-405 рублей за год.

Никто никогда не отказывается от такого обучения. Послушно платит практически каждый родитель, ведь всё во благо собственного чада, да и цена не напрягает даже бюджетников. На этих уроках дети уже приступят к изучению алфавита и вновь будут «проходить» цвета и игрушки, добавятся ещё несколько тем. Как правило, в саду и первом классе все без исключения ребята просто влюблены в этот новый экзотический предмет - «Иностранный язык». Знаю не понаслышке, убедилась на собственном опыте, когда пришла преподавать в школу после увольнения из ВГУ, где преподавала студентам. В начале на занятия ходят с удовольствием даже троечники, тем более, что домашних заданий практически никогда не бывает. Красота, да и только! 

Наконец наступает второй класс, к нему ваш ребёнок «изучал» английский язык в общей сложности уже 2-3 года! Вроде бы не с нуля вам предстоит в очередной раз «взяться» за этот предмет. Но, как правило, садиковские стишки уже безвозвратно забыты. Алфавит поётся или вспоминается с трудом, многие ребята бойко считают до 10, но не более того! И начинается «счастливая», но уже не беззаботная пора «углубле-ния» в предмет уже по школьной программе по книгам, с домашними заданиями и упражнениями по чтению, записью новых слов и правил. 

Ну, родители, держитесь! Теперь вам предстоит основательно тряхнуть стариной – вспомнить всё, чему вас учили в школе. Здесь уже вы не сможете счастливо вздыхать и радоваться, как ваш Петя или Вася щебечет на иностранном, так как количество учебного материала нарастает, словно снежный ком. И вам необходимо обладать незаурядным терпением, выдержкой и солидными знаниями правил чтения, грамматики и словарным запасом из вашей далёкой школьной поры, чтобы помогать ребёнку «не утонуть» в школьной программе. 

Те, кого основательно учили много лет назад в школе, смогут помогать своему ребёнку ещё год-два. Но затем и их запас прочности в иностранном иссякнет, так как отсутствие практики «подкашивает» даже самых «продвинутых» в этом предмете родителей и они вынуждены будут ретироваться и начать задумываться о репетиторе. 

По моим наблюдениям всем хватает одного года изучения иностранного языка в школе – во втором классе, чтобы понять, что самим им уже не справиться, и нужна подмога. В начале третьего класса практически все школьники имеют уже репетитора по школьной программе или ищут курсы иностранного языка. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ, 
ИЗУЧАЮЩИМ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 

Самое первое, что нужно сделать, если вы не посещаете курсы иностран-ного языка и не занимаетесь с опытным учителем - это пойти в школьную библиотеку и попросить диск, который обязательно должен быть у ваше-го ребёнка, он всегда входит в учебный комплект. По неведомой причине (скорее из экономии) вам его никогда не выдают, чем самым лишают вас важной составляющей части учебного комплекта. Его можно переписать и вернуть оригинал в библиотеку. Лучше, если этот диск станет настоль-ным пособием, находящимся всегда под рукой. Я бы советовала закачать его в телефон вашего ребёнка. 

Каждый ученик в любом классе (особенно в старших) должен слушать дома аудио-приложение к учебнику, на этом диске записаны ключевые задания, стихи и песни, которые будут изучаться в классе. Ребятам прос-то необходимо «наслушать» всё то, что будет задано выучить наизусть. Однократное прослушивание на уроке, что ещё хуже в исполнении только учителя не приведёт к желаемому результату. Будет коверкаться про-изношение, интонация. Да и зачитать вряд ли быстро получится без практики и аудио-помощника. 

При изучении алфавита потребуется помощь родителей, но совсем не-большая. Алфавит обычно в школе дают в виде весёлой песенки. Её нуж-но послушать и попеть вместе с ребёнком, водя пальцем по буквам. Мно-гие дети его выучат, так как это весёлая песенка. Но большинство, зная песню, вразброс его всё равно не знают. 

Тогда я рекомендую следующее: 
1)скачиваете и распечатываете любой алфавит из интернета; 

2) ребёнок его разрезает: строчные буквы - 26 штук, а затем в последнюю очередь и прописные - тоже 26 штук, всего 52, хранить которые лучше в отдельных конвертах. 

И после того, как алфавит – песня выучен, начинаете играть в игру "Собери алфавит на время!" Карточки перемешаны и разложены на столе, мама командует: "На старт! Внимание! Марш!!" И нажимает секундомер. Задача ребёнка сначала с подглядыванием в книгу собрать его как можно быстрее. Записываете и вешаете на стену таблицу рекордов: дата, номер попытки, время, затра-ченное на задание. 

Замечено, что если так потренироваться несколько раз подряд, то скорость собирания карточек возрастает и времени на собирание карточек нужно всё меньше и меньше. Пробуйте! 

Совершенно бесполезно учить отдельные слова, и мы в нашем центре никогда слова не «учим». Но в школе – это любимое задание всех учителей иностранного языка. Итак, чтобы выучить слова, как требуют в школе, воспользуйтесь следующей хитростью: слова можно записывать на небольшие карточки по темам и развешивать по квартире в самых «посещаемых» местах – у рабочего стола ребёнка, на холодильнике, в туалете, на монитор компьютера, и там, где больше всего времени проводит ваш ребёнок. 

Реальные предметы вокруг – мебель, предметы быта можно «подписать» стирающимся маркером или воспользоваться маленькими карточками с клейкой стороной. Слова нужно озвучивать каждый раз, когда ребёнок проходит мимо. 

Можно нарезать карточки размером 6 на 3 см и брать с собой с утра, когда вы куда-либо направля-етесь. Следует доставать их в машине по дороге в школу пока мама за рулём или в автобусе, если дорога в школу занимает некоторое время и прочитывать их несколько раз. Те слова, которые нужно выучить, можно класть в правый карман, а те, которые уже запомнили, можно переложить в левый. 

Со словами можно играть по вечерам, выкладывая их на стол по очереди. Тот, кто назвал первым, забирает карточку себе. Победитель тот, у кого больше всего карточек в конце игры. Можно перемешать их вниз лицевой стороной и брать по очереди, кто первым назвал, тот и забирает себе. 

Самым полезным считаю составление так называемых спайдограмм, от слова spider – паучок, так как они выглядят, как паучок.) Это тематичес-кие «напоминалки» - шпаргалки, в центре ключевое слово, например – слово bedroom, а от него в разные стороны расходятся как лучики все предметы мебели, которые находятся в этой комнате: bed, chair, mirror и т. д. Их можно вместо перевода снабдить простыми рисунками, которые можно сделать за пару минут. Изучаемых во втором классе тем не так уж и много. Так они всегда будут под рукой для повторения и игр. 

Очень помогают в этом специальные тематические словари в картинках, где все слова проиллюстрированы. Дети любят разглядывать картинки и тратят на это немало времени. Хорошо, если такой словарь озвучен и можно услышать, как произносится каждое слово. 

Полезно слушать песни на иностранном языке. Их можно найти в изобилии в интернете. Мультики на английском на канале You-tube тоже хорошо помогают погрузиться в английский. 

Нужно переписывать в тетрадь изучаемые слова и стихи, мини-тексты и диалоги. Так ребёнок тренирует зрительное запоминание написания слов. 

Таблицу с неправильными глаголами удобно держать на виду на стене или на рабочем столе, чтобы она была всегда под рукой. 

Так можно «продержаться» пару лет, но в дальнейшем вам придётся всё сложнее и сложнее, потому что иностранный язык – это не только слова. 

К концу школьной программы вас ждёт сюрприз – обязательный экзамен по этому предмету. Если не начать готовиться к этому событию заранее, то можно столкнуться с большой проблемой, которую не решить посещением в авральном режиме репетитора перед самим экзаменом. Иностранный язык – не тот предмет, который можно «выучить» быстренько с наскоку. 

Поэтому «подстилайте соломки» заранее или покидайте стены школы в 9 классе, чтобы не «завалить» ЕГЭ по нему. Хотя, если государству этот эксперимент зачем-то нужен, то оно должно позаботиться о том, чтобы его граждане смогли преодолеть и этот барьер на пути к заветному аттестату. А вдруг случится чудо, и наши дети заговорят на иностранном, как на родном в стенах школ? 

Поживём - увидим! 

PS:
Я – реалист и в подобные чудеса не верю. Занимаюсь со своими детьми английским сама с раннего возраста в своём центре и трачу на это много сил и времени, так как убеждена, что основа блестящего образования – умение критически мыслить и знание нескольких иностранных языков. 

Более того, я перевела мою младшую дочь на семейное обучение по иностранному языку до начала изучения его в школе, так как убеждена в действенности иного, отличного от школьного метода обучения, где не используется перевод и заучивание слов. 

Можем сейчас похвастаться последним «достижением» Анфисы (ей 10 лет). 27 декабря вместе с шестью другими ребятами, изучающими английский в нашем центре, она сдала экзамен повышенной сложности за 7 класс в Московском Центре оценки качества образования. Сдавали экзамен трое шестиклассников, один пятиклассник и три четвероклас-сника. Все справились и получат сертификат после каникул. Анфиса учится в 4 классе и обожает читать книги на иностранном языке. Из последних любимых – «Сказки» Оскара Уальда уровня Advanced и «Matilda» Roald Dahl. Вот так! А что читает на английском ваш ребёнок? 

Инна Сабакарь, руководитель Образовательного центра «Брайт», 
авторизованного центра по подготовке к Кембриджским экзаменам в
г. Старый Оскол

Если у вашего ребенка нет репетитора по иностранному языку

По последним «обнадёживающим» новостям всем ученикам предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку в…

Чем ломать языковой барьер, не лучше ли его изначально не строить?

Что такое языковой барьер?  Когда мы попадаем за границу, то двух слов часто связать не…

Критические ошибки в изучении иностранного языка

Назову основные, чтобы вы смогли их избежать. Самая первая ошибка - курсы или репетитора выбирают…
  Департамент образования Белгородской области БелРЦОКО